1

Дополнительное образование

Для корректного отображения сайта нажмите сочетание клавиш Ctrl+F5 

 «11 опасностей наркомании»

Нашим детям угрожает страшная опасность - наркомания. Это болезнь, но без одной стадии - полного выздоровления. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Особенно гибельно злоупотребление наркотических препаратов в молодежной среде - гибнет и настоящее и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения наркомании, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более вредны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума. Эксперты Всемирной организации здравоохранения подчеркивают, что наркомания является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Каждое государство принимает меры по предупреждению наркомании среди населения, Россия не является исключением. Наркоман - источник цепной реакции и, как утверждают специалисты, вокруг каждого устойчивого наркомана крутятся пять-шесть подростков.В стране насчитывается 8 млн. наркоманов. Ежегодно от наркотиков погибает свыше 100 000 человек, еще 120 000 за продажу, приобретение и хранение наркотиков попадает за решетку. Количество жертв наркоагрессии постоянно растет. В Москве в 2013 году число наркоманов выросло в 1,5 раза, количество умерших от наркотиков увеличилось на 50%. С этим связана необходимость активизации и повышения эффективности профилактики антинаркотической направленности среди детей и подростков. Употребление детьми и подростками ПАВ, представляет серьезную угрозу нации, приобретает характер эпидемии.

Среди основных тенденций характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей ПАВ. Основным объектом профилактической работы должны стать дети младшего и среднего школьного возраста, при этом особое внимание должно быть уделено данной профилактической работе в условиях образовательных учреждений.

В 2004 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил перед Министерством образования и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков задачу «формировать у молодежи иммунитет к наркотикам». Указом Президента РФ №690 от 09.06.2010 г. утверждена «Стратегия государственной антинаркотической политики РФ на 2010-2020 гг». В пункте 25(ж) этого документа сказано, что одной из задач успешной борьбы с наркоманией является «формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей»

Бурный рост молодёжной наркомании в последние десять лет в значительной степени обусловлен тем, что в решениях о том, кто и за что отвечает в организации антинаркотической работы, допущены серьёзные ошибки. Наркодиспансеры, получив полномочия проводить работу по профилактике наркомании, не смогли организовать эффективную деятельность по ранней профилактике наркомании в образовательных учреждениях страны. И произошло это потому что, ранняя профилактика наркомании в учебных заведениях - это не медицинский аспект деятельности, а педагогический.

Работники наркодиспансеров не могут решать вопросы организации эффективного антинаркотического убеждения учащихся (12-15 бесед в год), не в состоянии организовывать борьбу с прогулами, помогать ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, не могут они проводить успешную работу с родителями учащихся, влиять на активизацию внеучебной воспитательной работы, помогать педагогам в создании обстановки нетерпимости к наркотикам. Всё это могут в полном объёме делать только сами педагоги.

Однако работники наркологических служб Минздрава не устают повторять, что нельзя допускать к проведению антинаркотической работы в образовательных учреждениях неспециалистов, а руководители учебных заведений и органов управления с этим соглашаются.

Видимо, наступило время, чтобы директивно ответственность за проведение ранней профилактики в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования была возложена на руководителей и педагогов этих учреждений.

Каждое образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для организации и проведения профилактической работы. В частности имеет:

-Влияние на формирование и развитие личности ребенка;

-Доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на семейную ситуацию;

-Штат квалифицированных специалистов в области педагогики; психологии; социальной педагогики; медицины.

-Возможность обеспечить ведение в образовательном учреждении эффективной работы по профилактике наркозависимости в рамках организации как урочной так и внеурочной деятельности.

В соответствии с Законом «Об образовании» администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе за защиту детей от незаконного потребления наркотиков и иных одурманивающих веществ и вовлечения в незаконный оборот указанных веществ. В образовательном учреждении должна осуществляться целенаправленная комплексная работа по предупреждению злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными и одурманивающими веществами и их незаконного оборота среди обучающихся.

Антинаркотическая программа профилактики образовательного учреждения должна представлять собой систему занятий с подростками, направленных на решение проблем профилактики наркомании, формирование понятия о здоровом образе жизни и его преимуществах, помогающих приобрести навыки, необходимые для жизни без психоактивных веществ, включать элементы самопознания. Профилактику наркомании не следует ограничивать только в отношении групп учащихся, деятельность должна быть ориентирована так же на родителей, семью, педагогический коллектив.

Практика показывает, что наиболее оптимальной является следующая схема проведения антинаркотических бесед с учащимися. Один раз в учебную четверть перед ребятами во всех классах выступают заместитель Директора по воспитательной работе или психолог школы. Один раз в учебное полугодие в этих беседах принимает участие инспектор по делам несовершеннолетних ОВД района. Классные руководители не менее двух раз в месяц на классных часах также проводят беседы на эту тему (10-12 занятий в год  по 10-15 минут). Антинаркотические беседы по отдельному плану проводятся на уроках ОБЖ, биологии, химии,  литературы и др.

Вовлечению в активную антинаркотическую работу родителей способствует памятка, которая вручается каждому родителю на родительских собраниях. По отзывам классных руководителей и самих родителей, памятка помогает проводить воспитательную работу непосредственно в семьях учащихся.

Предложенная методика ранней профилактики доступна, не требует дополнительных затрат, не нарушает учебный процесс и применима в любых образовательных учреждениях.

При проведении бесед учитываются возрастные особенности.

Средняя школа -  5-7 классы  (10  – 13 лет)

 Цель: предупредить  употребление табака и наркотиков детьми.

Задачи:  дать учащимся необходимые по возрасту знания о последствиях употребления табака и наркотиков; выработать у подростков устойчивый психологический иммунитет к наркотикам,  способствовать формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, способствовать формированию навыков ответственного поведения, дать первичные трудовые навыки через вовлечение в волонтерскую работу, творческую деятельность и занятия спортом.

Старшая школа  (8-11 классы) 14 – 18 лет.

Цель: предупредить употребление наркотиков подростками.

Задачи:  выработать у подростков устойчивый психологический иммунитет к наркотикам;   дать учащимся необходимые по возрасту знания об опасностях употребления  наркотиков;  способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению наркотиков; способствовать формированию навыков ответственного поведения;  вовлекать в волонтерскую работу; формировать  навыки  созданием условий для профессионального самоопределения подростков, предпрофильной подготовки и профильного обучения  средствами участия в творческой деятельности и спортивной жизни школы.

Основной целью данного проекта является:

Способствовать созданию в школьной среде и среде внеурочной деятельности младших школьников и подростков условий, препятствующих распространению наркотиков, формировать устойчивый психологический иммунитет к наркотикам, становление активной негативной позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся через организацию работы групп волонтеров.

Достижению цели способствует организация деятельности волонтерского движения в направлениях:

  • ​ Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
  • ​ Развитие навыков противодействия наркотизирующей среде, решения жизненных проблем, эффективного общения, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение;
  • ​ Развитие стратегий проблем преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском саморазрушения, в том числе и наркотизации.

Для достижения эффективности профилактических действий необходимо, чтобы человек имел:

  • ​ Адекватные знания о факторах риска и рисковых поведенческих партнерах для того, чтобы управлять своим здоровьем в направлении его защиты и улучшения;
  • ​ Убеждение в своей самооэффективности, в возможности регулировать свое здоровье.

Реализация Проекта направлена на:

  • ​ Формирование у детей валеологической грамотности.
  • ​ Формирование представления о здоровом образе жизни.
  • ​ Формирование у детей умения сопротивляться вредным влияниям.
  • ​ Формирование у школьников умения противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям.
  • ​ Формирование у детей внутренних антинаркотических защитных барьеров.
  • ​ Сплочение детского коллектива в борьбе с наркотиками, побуждение творческого подхода в профилактике наркомании и стремлении к здоровому образу жизни.

Методы работы:Применение интерактивных и тренинговых методов: беседы, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.

Этапы реализации проекта.

Хорошо организованная профилактика решает не только социальные, но и экономические задачи. По данным ученых Академии наук РФ, один рубль, вложенный в профилактику, даёт экономию 18 рублей из Государственного бюджета.

Ранняя первичная профилактика проводится в отношении совершенно здоровых людей и имеет целью создание условий исключающих возможность вовлечения их в наркозависимость.Наша задача - не допустить, чтобы у подростка возникло желание принимать наркотики. 

Для этой категории участников проекта целесообразно:

ОБЩЕЕ ПРИЗНАНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ НЕПРИЯТИЯ НАРКОТИКОВ

Очень важно, чтобы дети поняли и приняли школьную политику в отношении наркотиков. Необходимо ясно и четко договориться, что в школьной среде обязательно будет пресекаться распространение идеи о возможности и допустимости наркотиков, их легализации и облегчения доступа к ним.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СИГНАЛАМ ОПАСНОСТИ

В школе должна быть разработана специальная система повышения чувствительности к опасности распространения наркотиков. Родителей и педагогов целесообразно ознакомить с основами диагностики употребления детьми наркотиков. Обязательно нужно довести до всех заинтересованных лиц, к кому конкретно можно обратиться в случае, если возникнет предположение о наличии опасности. По сути, речь идет о создании в школе специальной «группы доверия», члены которой обладают достаточными знаниями и облечены полномочиями действовать в соответствии с создавшейся ситуацией. Лучше всего, если в роли такой группы выступает школьный ППМС-центр и группы волонтеров из старших школьников и родителей под его руководством. Если такового в школе нет, то его роль может исполнять инициативная группа педагогов, принявшая на себя ответственность за реализацию программы.

Для успеха программы очень важно, чтобы и сами дети приняли участие в такой работе, преодолев извечную убежденность, что «доносить на товарища нельзя». На этапе «общественного договора» необходимо попытаться объяснить учащимся, что «табу недоносительства» в данном случае не действует, поскольку сокрытие такой важной информации может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае дети должны полностью доверять тем взрослым, с которыми они намерены поделиться информацией.

ТРЕНИНГИ АКТИВНОГО ОТРИЦАНИЯ

Они направлены на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализации и межличностного общения, умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями. Методы реализуемые в работе тренингов могут быть различны. Наиболее целесообразны деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей, создание сообществ противодействия наркотикам. При этом важно помнить: наркотики всегда заполняют вакуум занятости. Школа, семья в которой не думают о свободном времени и свободном самоопределении ребенка, — это среда, толкающая его на путь наркозависимости.

УБЕЖДЕННОСТЬ В ДОСТУПНОСТИ ПОМОЩИ

Одним из самых страшных заблуждений может стать уверенность, что беда наркомании непреодолима. Важно, чтобы в школе были специалисты, которые обладают всей полнотой информации о соответствующих наркологических службах и центрах помощи наркоманам. Дети, педагоги и родители должны знать и верить, что своевременная диагностика проблемы поможет ее разрешению, что даже на стадии развитой болезни еще не все потеряно. В этом отношении очень полезными могут оказаться беседы с теми, кто смог избавиться от наркотической зависимости сам или помог справиться с недугом своим близким.

При этом школьным специалистам не стоит переоценивать свои силы и браться за решение проблемы в тех случаях, когда они профессионально некомпетентны. Вторичная профилактика предусматривает выявление, а также индивидуальную работу с подростками, только начинающими приобщаться к наркотикам.

ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА С «ГРУППОЙ РИСКА»

Когда мы говорим о «группе риска», то прежде всего имеем в виду риск для ребенка оказаться жертвой наркотиков. Содержание работы с этой группой состоит в ее выявлении и создании индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам.

Кто должен оказывать эту помощь? Специалисты ППМС-центра или специальной группы вместе с классными руководителями должны определить в каждом классе «группу риска» и разработать программу работы с детьми. Ее реализация может быть осуществлена уже самими классными руководителями. В особых случаях может понадобиться квалифицированная помощь специалиста. Было бы хорошо, если бы в школе сложилась практика, когда каждый ребенок может обратиться к специалистам за советом в сложной для него ситуации.

Выбор содержания, форм и методов профилактической работы определяется следующими принципами:

1.​ Возрастным соответствием– содержание, формы и методы должны соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.

2.​ Опережающим воздействием– ранняя профилактика должна носить опережающий характер. Формирование устойчивости к негативному воздействию одурманивающих веществ должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к ним;

3.​ Комплексностью –у детей необходимо сформировать представление об опасности любых форм употребления одурманивающих веществ. Дети должны быть твердо убеждены в том, что нет безвредных форм наркотизации. Любые одурманивающие вещества – алкоголь, никотин, наркотики – чрезвычайно опасны для здоровья;

4.​ Альтернативностью– ранняя профилактика должна носить альтернативный характер. Ее основная задача – не столько предотвратить реальное приобщение к одурманивающим веществам, сколько сформировать у ребенка полезные поведенческие навыки и установки, обеспечивающие ему эффективную социальную адаптацию. Показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;

5.​ «Запретной» информацией– при организации профилактической работы следует соблюдать принцип «запретной» информации. Это означает, что нужно полностью исключить сведения, способные провоцировать интерес детей к одурманивающим веществам. Не следует обсуждать с детьми те аспекты наркотизации, которые неактуальны для их возраста.

Движение волонтеров как одна из эффективных форм организации антинаркотической профилактической работы .

Одним из важнейших каналов получения информации для подростков, наряду со школой и СМИ, являются сверстники. Преимущества работы волонтерской группы:

• Позитивное использование влияния сверстников;

• Большая степень доверия информации, полученной от сверстника;

• Общие интересы, общий язык, сравнимый жизненный опыт обучаемого и обучающего;

• Позитивная организация досуга подростков.

Волонтерская организация– это объединение добровольцев, цель деятельности которых – решение социально значимых проблем. Такой проблемой на современном этапе является и борьба с распространением употребления наркотиков.

Цели волонтерского движения:

-формирование здорового жизненного стиля у детей, подростков и молодежи;

-формирование у молодежи стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ как способу решения своих проблем или проведения досуга;

-ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение молодежи в работу по профилактике наркомании.

Задачи волонтерского движения:

Создание и развитие волонтерского движения, проводящего работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учебных заведениях и досуговой сфере.

Мониторинг уровня и качества информированности учащихся о проблемах, связанных с распространением наркотиков, а также эффективности работы волонтеров.

Формирование и закрепление в школьной среде ценностей молодежной культуры, направленных на неприятие социально-опасных привычек, ориентированных на здоровый жизненный стиль.

Организация мероприятий, способствующих ориентации молодежи на здоровый и безопасный образ жизни.

Формирование и развитие у школьников общеобразовательных учреждений личностных ресурсов, стратегий и навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующих злоупотреблению психоактивных веществами.

Привлечение к профилактической работе родителей, школьников, а также учителей.

Разъяснение необходимости лечения от наркомании особенно на ранних этапах болезни с активным использованием кабинета анонимного лечения.

Создание на территории учебных заведений силами учащихся «зон, свободных от наркотиков».

Занятия с волонтерами проводятся на основе предлагаемых пособий:

*Брошюра «11 опасностей наркомании»- эта методика интенсивного антинаркотического убеждения учащихся разработанав НИИ развития образования г. Москвы. Она одобрена Государственным антинаркотическим комитетом и рекомендована для использования в профилактических мероприятиях, в т. ч. В Интернете.  Составной частью методики являются тезисы «11 опасностей наркомании». Содержание их абсолютно бесспорно, очень убедительно и легко усваивается подростками и взрослыми. Исследования показали, что многократные повторения их содержания в ходе групповых и индивидуальных бесед позволяет сформировать в сознании учащихся твердую уверенность, что наркотики – страшное зло и их надо бояться. Осмысленная стойкая боязнь наркотиков – это и есть психологический иммунитет к этому злу.

НОКО 2024

QR NOKO 2024

 Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке:

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/655582

icon touch black

Городской телефон Доверия (Помощь психолога экстренно, анонимно, круглосуточно 713-064, 713-063

Православный священник отвечает на ваши вопросы каждый четверг с18.00 до 20.000 по телефону 713-054

Поиск

Православный календарь

Декабрь 2024 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
           1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

© Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно Ясенецкого | Веб-разработка: Кирьянова Т.А.

Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», педагоги, законные представители и учащиеся ЧОУ "Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого" дали согласие на обработку своих персональных данных, размещение на интернет-сайте Гимназии фото и видеоматериалов проводимых классных и гимназических мероприятий, связанных с осуществлением образовательной деятельности и информационной открытости образовательного учреждения.